ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ
О Зельеварении и Алхимии
‣ читать дальше...В рамках мира существуют оба этих понятия. Наука Зельеварения в том виде, в котором она преподаётся в рамках школьной программы, представляет собой частную и сугубо практическую сферу алхимии. Метафизическая составляющая последней в Хогвартсе изучается весьма поверхностно, и только в тех элементах, которые несут практическую значимость для процесса создания зелий. Наука Алхимии с давних времён считается тайной, доступной только посвящённым, и во все времена алхимики очень неохотно делились своими секретами с кем бы то ни было, а если и оставляли после себя записи и научные труды – те представляли собой некий символический шифр, разобраться в котором было практически невозможно, не имея в этой науке глубоких познаний. В наше время значительная часть этих знаний систематизирована и доступна массам, но тем не менее алхимия сложна для понимания и почти не применима в обыденной жизни, а потому большой популярностью не пользуется.
Об Алхимии
‣ читать дальше...Основная цель алхимии – это трансмутация. В классической алхимии этот термин означает преобразование одного объекта в другой, в первую очередь под этим подразумевается преображение неблагородного вещества в благородное и как итог – создание Философского Камня. Известно только об одном алхимике, которому удалось пройти этот путь до конца – это Николас Фламель. Как известно, благодаря Красному Эликсиру он и его жена Пернелла здравствуют и поныне и поддерживают тесную связь с современным алхимическим научным сообществом.
Однако любая алхимическая работа глубоко символична, и трансмутацию следует трактовать также в метафизическом смысле, где она представляет собой преобразование не только материи, но и личности самого алхимика, его духа. Процесс идёт как внутренний, так и внешний; как в атаноре, так и в сознании. Искомый результат – это не создание очередного настоя или микстуры, это духовный рост алхимика, преображение его личности, постижение высших принципов Творения. В отличие от профанной алхимии, алхимия истинная никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой натуры.
Как было уже сказано, эта сфера в Хогвартсе почти не освещается, хотя некоторые её принципы используются в практическом зельеварении. К таковым можно отнести:
1. Закон единства материи. Материя едина, но принимает различные формы, комбинируясь сама с собой и производя бесчисленное множество новых тел. Первичная материя – хаос, или мировая субстанция – не есть определенное тело, но она обладает свойствами всех тел. Отсюда – сама возможность превращения одного в другое.
2. Принцип подобия (аналогии). Структура микрокосма соответствует структуре макрокосма. Большое является отражением малого, а малое большого. В практическом зельеварении это даёт возможность экстраполировать свойства ингредиентов и некоторые операции на конечные свойства зелья в его воздействии на человека.
3. Три Стадии Великого Делания: нигредо, альбедо и рубедо. Для каждого ингредиента и для каждого зелья можно провести аналогию с одной из этих стадий, и понимание этого даёт осознание того, что и как следует применять для создания определённого зелья: какую взять основу, какой выбрать катализатор, чтобы не вступал с ней в противоречие, в какую сторону мешать зелье и т.д. Нигредо, чёрная стадия, символизирует смерть; ей соответствуют большинство ядов и некоторые из лекарств. Альбедо, белая стадия, символизирует очищения и перемены; ей обычно соответствуют зелья, вызывающие временные изменения в пьющем. Рубедо, алая стадия, символизирует превращение количественных изменений в качественные, рождение идеала; зелья, соответствующие этой стадии, как правило, оказывают глубокое влияние на сущность пьющего и способствуют раскрытию его истинной природы.
О Зельеварении
‣ читать дальше...Зельеварение можно назвать надводной частью айсберга. Это именно та часть, которая видна и понятна всем. Даже если у вас нет ни способностей, ни желания варить зелья, вы можете ими воспользоваться и получить заметный практический эффект. Обывателю неинтересно преображение духа, для него гораздо более значима и интересна возможность, например, надолго вывести сорняки в саду или вылечить кашель. А как ни крути, именно обыватели составляют подавляющее большинство среди человечества. Даже в волшебном мире.
Зельеварение – одна из обязательных дисциплин для изучения в Хогвартсе с первого по пятый курс. Далее его можно не выбирать на последующие два года учёбы, хотя для некоторых специальностей, которым волшебник планирует посвятить себя после школы, требуется высокий результат ТРИТОН по этому предмету (например, это актуально для авроров и колдомедиков).
Зельеварение преподаётся как точная наука, не предполагающая своеволия в работе, и это вполне оправданно. Одно неправильное помешивание, один перепутанный или неправильно подготовленный ингредиент, одна лишняя щепотка вещества могут привести не только к порче зелья на любой его стадии и не только ко взрыву котла, но и превратить безвредный состав в страшный яд. Поэтому первое, что вдалбливается в головы студентов – это техника безопасности и неукоснительное следование тинктуре. Конечно же, это никогда не работает, но чаще всего помогает предотвратить хотя бы совсем уж плачевные последствия уроков. Во всяком случае, происшествий с летальными исходами при обучении зельеварению в рамках школы не отмечалось уже более ста лет, хотя в Больничное Крыло на протяжении каждого учебного года с этих уроков отправляются как студенты, так порой и преподаватели.
Зельеварение учит смешиванию самых различных субстанций, как волшебных, так и вполне обыденных, так, чтобы при этом получался обладающий вполне определёнными свойствами состав. В современной науке зельеварения используется некий утверждённый список ингредиентов, характеристики которых хорошо изучены и понятны в применении. Большая часть этого списка общеизвестна и находится в свободном доступе, то есть может быть приобретена в специализированных магазинах и магических аптеках. Распространение некоторых ингредиентов ограничено в связи с их редкостью или опасностью в использовании, существуют и такие, которые запрещены даже для хранения, не говоря уже о применении. Как правило, ингредиенты первых двух категорий имеются в наличии в школьной лаборатории. Студентам не запрещается иметь у себя ингредиенты первой категории, но это не является обязательным – всем, что нужно для учебной программы, обеспечивает школа.
К сожалению, кризис военного времени не мог не отразиться и на поставках ингредиентов, так что некоторые из них, раньше вполне обыденные, сейчас практически исчезли из продажи и, как следствие, из лабораторных запасов. В отдельных случаях приходится подменять их другими, так или иначе сохраняя свойства зелья относительно исходной тинктуры. В других случаях подобные подмены недопустимы, так как могут не только радикально изменить свойства готового зелья, но и придать новые, зачастую опасные как для зельевара, так и для того, кто будет использовать готовый состав.
Моделирование Зельеварения и список оборудования
‣ читать дальше...Сам процесс – это чаще всего процесс варки. Существуют зелья, для которых используется холодное смешивание, но всё же подавляющее большинство их готовится на огне. Для этого обычно используются туристические газовые горелки – они достаточно безопасны и удобны в использовании. У кого такая имеется в наличии – привезите, пожалуйста, с расчётом на себя и соседа.
Горелками настоятельно рекомендуется пользоваться только в помещении, отведённом под учебный класс. Использовать их в жилых комнатах нежелательно, но допустимо, если вы делаете что-то сверхсекретное и не хотите быть замечены посторонними. В таком случае необходимо очень внимательно следить за горелкой и ни на минуту не оставлять её без присмотра, чтобы не испортить имущество базы выкипевшим зельем, не говоря уже об опасности открытого огня в помещении. Игрок, замеченный за несоблюдением техники пожарной безопасности или разведении грязи, будет жестоко покаран.
Для варки зелий помимо горелок может пригодиться следующий набор инструментов:
‣ Котлы. Если есть антуражные – хорошо. Если нет – могут быть использованы обычные небольшие ковшики или кастрюли (обычно на порцию зелья – до 1 литра). Котлы должны быть устойчивыми; обязательно предусмотрите, как вы будете снимать их с огня – или у котла должна быть не нагревающаяся ручка, или заранее подумайте, что вы сможете использовать в качестве прихваток. Использовать для этого рукава и полы мантии запрещено – вы можете попасть ими в огонь или уронить горелку вместе с котлом.
‣ Посуда для хранения ингредиентов и для готовых зелий. Самые различные бутылки, флаконы, колбы и т.д. Посуда должна быть металлическая, керамическая или стеклянная, последние два варианта предпочтительнее. Посуда должна иметь плотно закрывающиеся крышки – некоторые зелья при их опрокидывании очень плохо отскребаются от пола и прочих поверхностей.
‣ Ложка для отмеривания ингредиентов и размешивания зелья, предпочтительно деревянная.
‣ Острый нож.
Также могут понадобиться:
‣ Марля для процеживания.
‣ Ступка.
‣ Тёрка.
‣ Сито
Всё оборудование в некотором количестве будет иметься в кабинете Зельеварения, при необходимости его можно будет использовать как по игре (вы пришли в кабинет и варите, с разрешения преподавателя или без его ведома), так и игротехнически (по игре вы “варите что-то в тайном месте”, а по жизни делаете это в месте специально оборудованном).
Всем заинтересованным студентам и преподавателям хорошо известно, что профессор Даймон весьма лояльно относится к просьбам поработать в школьной лаборатории, может что-то подсказать, но не будет следить за каждым вашим шевелением и не будет задавать лишних вопросов (больно надо, как будто ему заняться больше нечем!). Если, конечно, вы не варите что-то противозаконное или не пытаетесь взорвать кабинет Зелий.
При использовании школьной лаборатории необходимо вымыть после себя котлы, отскрести от стола флоббер-червей и оставить после себя игровую зону чистой и прибранной. Нарушители чистоты караются отлучением от лабораторных запасов спирта.
Общие правила Зельеварения
‣ читать дальше...1. Большинство зелий содержат в своём составе алкоголь и/или ингредиенты, могущие вызвать аллергию (травы, специи, специфические пищевые продукты), поэтому зелья необязательно пить по жизни. Если вам дают какое-то зелье, на состав которого у вас может быть аллергия, вы делаете вид, что пьёте его и в полной мере отыгрываете эффект. Если же вы уверены в себе – пейте, ничто из этого не ядовито (конечно, не стоит пытаться пить мази).
2. Вследствие п.1 по жизни подливать зелья в еду и питьё запрещено. Если вы хотите кому-то что-то подлить, это делается путём незаметного наклеивания чипа с названием зелья на посуду, из которой этот кто-то будет пить/есть.
3. Выпитое зелье начинает действовать сразу же, если в тинктуре конкретного зелья не сказано иного.
4. Любое сваренное зелье должно быть зачиповано у мастера перед тем, как вы соберётесь его применять на ком-либо. Любое зелье, которое имеется у вас с собой на начало игры и наличие которого согласовано с мастерами, может моделироваться как сваренным по правилам составом, так и чипом, на ваше усмотрение.
5. По праву присутствия в игре зелья делятся на три типа. Первый: зелья, сваренные на игре или до игры. Второй: зелья, присутствующие в игре без возможности сварить их в процессе. Третий: прочие зелья, которые упоминаются в каноне и могут использоваться для заполнения общего игрового инфополя, но не моделируются на игре.
6. При передозировке, неправильном применении или частом употреблении некоторых составов могут проявляться побочные эффекты. Если вы часто принимаете какое-либо зелье (например, снотворное каждый вечер) – сообщите мастеру заранее. Если вы выпили больше определённой дозы – также сразу сообщите мастеру. Если вы попробовали зелье на промежуточной стадии изготовления – вы заработали в лучшем случае пищевое отравление, в худшем – какой-нибудь другой негативный эффект (можете продумать подробности сами, можете обратиться к мастеру).
7. При приготовлении зелий следует соблюдать технику безопасности. Во-первых, это открытый огонь, поэтому: убирайте волосы, рукава и полы одежды, не кладите рядом бумагу, не ставьте тару с горючими веществами (спирты, масла и т.д.). Тем более не ставьте легковоспламеняющиеся вещества на огонь. С такими вещами, как спирты, жиры и масла, можно работать только на водяной бане, ни в коем случае не на открытом огне. В помещении, где используется горелка, обязательно должна присутствовать вода в большом количестве (хотя бы 1,5-2-литровая бутылка). Ещё раз: нельзя оставлять горелку без присмотра, даже ненадолго.
8. По окончании варки место вашей работы должно оставаться чистым. Убирайте за собой ингредиенты, мойте посуду и ставьте её на место, вытирайте стол. И не забывайте гасить огонь.
9. Если вам пришла в голову идея нового зелья, вы можете попробовать его создать с учётом того, что вам известно о процессе создания зелий. Все новые зелья чипуются у мастера – сначала теория (тинктура), потом результат практики. Если вы вносите изменения в уже существующий состав – придите к мастеру и расскажите, что вы изменили, и вам будет дана информация о том, как изменилось действие зелья.
10. Если вам нужно зелье с каким-то определённым эффектом, которого нет в правилах, но сами вы тинктуру придумать не способны, ваш персонаж может "пойти в библиотеку и покопаться там" – вдруг найдётся информация о чём-то подходящем. На практике вы идёте к мастеру и подробно рассказываете, чего вы от зелья хотите. Если это не противоречит реалиям игры, мастер создаёт вам тинктуру. "Раскопки в библиотеке" занимают количество времени, пропорциональное уровню сложности зелья.
11. Если вам не хватает каких-либо свойств, необходимых для зелья, исходя сугубо из таблицы ингредиентов, вы можете использовать ритуальные составляющие:
‣ помешивание палочкой
‣ вербальные формулы
‣ любые ингредиенты вне таблицы, которые сможете добыть и для которых сможете обосновать придание необходимых свойств
‣ а также прочие, вплоть до времени суток, погоды, наличия или отсутствия света, места варки (закрытое или открытое пространство, возвышенность или низина, кладбище или кухня) и так далее
12. Некоторые ингредиенты из списка являются тем, чем они моделируются, и дают соответствующий эффект. Некоторые ингредиенты являются сугубо волшебными и попыткам рационального осмысления не поддаются, но, тем не менее, действуют. Трактовать действие ингредиента, его функцию и значение в конкретной тинктуре можно весьма неоднозначно. Это может зависеть от множества факторов, начиная от того, какие ингредиенты с ним соседствуют, и заканчивая определением того, на какой пласт бытия он влияет (ex, материальный, духовный или символический).
13. Многие зелья не подлежат длительному хранению и должны быть использованы в течение нескольких часов после приготовления.
14. Ингредиенты должны храниться в антуражной таре, а не в том виде, в котором были куплены в магазине. Банка со сгущёнкой – это просто банка со сгущёнкой. Густая белая жидкость в бутылке с ярлыком "молоко единорога" - это молоко единорога.
15. Заучивать ничего не нужно. Можно пользоваться любыми имеющимися у вас информационными материалами. Несколько экземпляров распечаток общих правил будут иметься в зельеварческой, большая просьба их оттуда не уносить, они могут понадобиться другим. Если у вас есть правила с дополнительной информацией по зельям – вы сами обеспечиваете себе экземпляр правил.
16. Тексты по теории Алхимии не являются истиной в последней инстанции, могут быть противоречивы и не должны трактоваться буквально. Они только могут направить в нужную сторону и помочь в осмыслении метафизики предмета.
17. За всеми вопросами про теорию и практику зельеварения обращаться к Тэнху (профессор Даймон).
Документы по Зельеварению
‣ читать дальше...1. Тинктуры, базовый курс. Список зелий, изучаемых в Хогвартсе для уровня СОВ.
2. Тинктуры, продвинутый курс. Список зелий, изучаемых в Хогвартсе для уровня ТРИТОН (теми, кто выбрал продолжать обучение по этому предмету) либо не изучаемых в Хогвартсе, но известных в игровом пространстве.
3. Таблица соответствия ингредиентов. Список присутствующих в игровом пространстве ингредиентов с расшифровкой, чем они моделируются.
В игре могут присутствовать зелья и ингредиенты, не упомянутые в этих документах.
Дополнительно выложены ересь и мракобесие, т.е. элементы алхимической теории. Конструктивной нагрузки они не несут, просто отчасти раскрывают метафизику процесса для желающих поупарываться.
1. Теория Зельеварения. Выдержки из учебника о технике безопасности и основных положениях работы в лаборатории. Учебник считается частично устаревшим.
2. Алхимия для чайников. Немного подробностей о базовых понятиях Алхимии.
3. Герметизм как основа Алхимии. Теория о философии и основных принципах Трансмутации.
Тем, кто заявлял себе продвинутое Зельеварение или расширенные знания по колдомедицине, будет выслана дополнительная информация.